Алматы, ул. Нурмакова, д. 30, оф. 2. Тел.: (727) 258 48 02/03

Весенне-летний призыв

В Алматы прошла очередная выставка Central Asia Reclam и параллельно с ней несколько полиграфических компаний, включая Technology of Imaging, провели собственные мероприятия, а в Нур-Султане, тем временем, состоялся Первый республиканский форум «Развитие целлюлозно-бумажной промышленности и упаковочной индустрии в РК». По каждому случаю, следуя в порядке очереди, можно сделать свои выводы — печальные, закономерные и оптимистические. Итак, как бы ни было печально, но факт: пятой по счету международной выставке рекламы, полиграфии, технологий и материалов (круг тем колоссальный) удалось привлечь настолько мало экспонентов — всего 24 фирмы из сотен возможных, что даже по сравнению с прошлым годом это на редкость ничтожная цифра. И, если ничего не изменится, то существование выставки, уже вызывающее большие сомнения, в очередной раз окажется под вопросом. Из печального вытекает закономерное: отсутствие в Казахстане сколь-нибудь серьезного отраслевого экспо все чаще заставляет полиграфистов переключаться в автономный режим и не ждать, когда клиент пойдет им на встречу, собирая в нужное время и нужном месте нужных им людей. Как показывает опыт Technology of Imaging, практикующей Дни открытых дверей много лет, отдача от таких встреч, при должном целеполагании, весьма высока, а важный повод может превратить их в событие. Пять лет с момента премьеры серии цифровых печатных машин Canon imagePRESS C800/C700 — повод, который собрал в офисе известного в РК дистрибьютора промышленных ЦПМ Canon тех, кто уже с ними работает и потенциальных владельцев. Пятилетняя статистика только по Казахстану обнадеживает: 30 инсталляций, средний пробег в месяц 35 тысяч оттисков, максимальный — 200 тысяч при себестоимости оттиска 10-12 тенге. Не исключено, что после фестиваля скидок на imagePRESS от Technology of Imaging и полученного кем-то «несправедливого преимущества» статистика изменится.
Обретение нового партнера — еще один классический повод собраться, которым поставщик полиграфических решений Print Store успешно воспользовался. Организованный компанией в Алматинском колледже полиграфии семинар был вдохновлен начавшимся сотрудничеством с производителем печатных красок и лаков SunChemical: представители московского офиса бренда рассказали о продуктах SunChemical для различных видов печати, особенностям их производства и использования. В силу того, что основными спикерами стали технические специалисты, в тему удалось погрузиться глубоко, и максимально конкретно. Это позволило аудитории, большей частью состоявшей из руководителей типографий и специалистов по производству, получить ответы на любые вопросы: по свойствам красок, конкурентным преимуществам, срокам поставок и т.д. Говоря о красках для УФ-печати, техспециалист АО «Сан Кемикэл» Елена Глазунова совершенно свободно сравнивала краски SunChemical с аналогами от Toyo Ink и Zigver, не забыв уточнить, что для сравнения типография всегда может запросить тестовый объем. Впрочем, это правило распространяется и на другие краски тоже.
Еще одним участником семинара стала марка 3M, известная своими монтажными лентами, скотчем и аксессуарами для разных сфер производства, включая полиграфию. Руководитель отдела продаж 3М Казахстан Владимир Дукарт и бизнес-лидер отдела решений для печти 3М Россия Дмитрий Булышев тоже были максимально открыты к диалогу.
Слово менеджеру по развитию бизнеса Integro Expert директор Print Store Арман Жумагалиев дал как бы невзначай, ненадолго и призывал покупать отечественное, имея в виду очищающие средства, на которых специализируется молодая казахстанская фирма. Одно из таких средств — паста для рук печатника — успело пережить четыре переформулировки и заслужило доверие тех, кому оно предназначено. Желающим, к слову, было предложено взять образцы «на пробу».
Если и можно было где на исходе весны получить заряд чистого оптимизма, то только на Первом республиканском форуме «Развитие целлюлозно-бумажной промышленности и упаковочной индустрии в РК», прошедшего в Нур-Султане под эгидой двух ассоциаций — Ассоциации предпринимателей Ассамблеи народа Казахстана и Ассоциацией упаковщиков. Казалось бы, о каком лесном потенциале можно говорить в нелесной стране и все же первый заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Жансеит Туймебаев, уверен, что такой потенциал есть, просто еще не найден способ реализовать его до конца. В известной мере этому мешают «неразвитость лесохозяйственной и деревообрабатывающей инфраструктуры», а также «высокая степень морального и физического износа производственных фондов». Вместе с тем, в бумажной отрасли сейчас задействованы около 300 предприятий, и темпы роста, как будто, на лицо: объем производства в 2018 году составил более 58 млрд тенге, что на 5% больше чем годом ранее. Большую часть оборота обеспечивают крупные бумагопроизводители республики: «Казахстан кагазы», «Kagazy Recycling», «Карина Trading», «Карагандинскому целлюлозно-бумажному комбинату». Оставшуюся часть составляет малый бизнес, по сути своей не ориентированный на решение узко-корпоративных, а не стратегических задач. И все же, государство не против, чтобы таких предприятий становилось больше. В рамках Дорожной карты индустриализации с 2015 по 2018 годы были реализованы три проекта по выпуску гофрированных картонов, туалетных бумаг, бумажных мешков на сумму 400 млн тенге. Открытие текущего года — упаковочная компания «Интермультисервис», вложения в которую составили 2,4 млрд тенге, уже начала работу.
Что касается леса, то альтернативой ему может стать техническая конопля. До сих пор, попытки наладить такое производство носили скорее экспериментальный характер, но с учетом дефицита сырья, выращиванию конопли решено уделить особое внимание. «В 2017 году наша техническая конопля экспортировалась, в Японии из нее уже получили целлюлозу и она очень качественная, — говорит председатель Комитета индустриального развития и промышленной безопасности Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Канат Баитов. — Это позволяет хорошо сэкономить: если дерево растет 20-25 лет, то техническая конопля — 100 дней. На сегодняшний день перед нами стоит стратегическая задача по обеспечению сырьем». А стратегические задачи всегда самые оптимистичные.